"26. Манас — Чувственный Ум"

 

Термины манас и другие, принадлежат обычной психологии, применимой к поверхностному сознанию. В нашей Йоге мы принимаем более детальную классификацию, основанную на йогических переживаниях. То, что соответствует движению манаса, следует разделить на две отдельные части, помимо физического ума, связанного с физико-виталическим. Манас получает от физических ощущений и передает в буддхи, т.е. в ту или иную часть думающего ума. Он же получает назад от буддхи и отправляет мысль и намерение к органам ощущения и действия. Все это обязательно в обычном действии сознания.

Надлежащее действие чувственного ума есть сознательный нервный отклик, нервное чувство и возбуждение, импульс использования физического чувства и тела для некоторого действия, сознающего виталическое стремление и желание. В этом есть сторона воспринимающего ответа, динамической реакции.

Манас, чувственный ум, зависит в нашем обычном сознании от физических воспринимающих органов чувств для знания и от органов тела для действия, направленного к объектам чувств. Поверхностное и внешнее действие ощущений по своему характеру является физическим и нервным, и о них можно легко подумать, что они просто результаты нервного действия. Они иногда называются в старых книгах пранас, нервная или жизненная активность. Но, кроме этого, существенная вещь в ощущениях не только нервное возбуждение, но сознание, действие читты, которая использует орган и нервный толчок, для которого он является каналом. Манас, чувственный ум, есть активность, вышедшая из базового сознания, которая пополняет всю сущность того, что мы называем ощущением. Видение, слышание, обоняние, осязание суть — действительно собственность ума, а не тела, но физический ум, который мы обычно используем, ограничивает себя трансляцией в чувства только внешних толчков, которые получает через нервную систему и физические органы.

Внутренний манас имеет свое тонкое видение, слышание, свою собственную силу контакта, которая не зависит от физических органов. И он имеет сверх того силу не только прямой коммуникации ума с объектом — ведущей в высокую степень проникновения в содержание объекта за его физической гранью — но прямой связи также ума с умом. Ум также может изменять, запрещать, сдерживать, подавлять сферу действия, ценность и значение, длительность и интенсивность чувственных толчков. Эти силы ума мы обычно используем мало или не развиваем совсем, они остаются засознательными и появляются иногда в нерегулярном и прерывистом действии, и более легко в некоторых умах, чем в других, выходят на поверхность в аномальных обстоятельствах. Они — основа ясновидения, яснослышания, передачи импульсов и мыслей, телепатии, большей части всех так называемых оккультных сил, хотя их лучше описать менее мистически, как силы нового засознательного действия манаса. Феномен гипнотизма и многое другое зависит от действия этого засознательного чувственного ума, хотя и не только это одно составляет все его элементы.

Из «Синтеза Йоги»


 

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (5)